В поэме "Кому на Руси жить хорошо" Н.А.Некрасов продолжает развивать ведущую тему своего творчества - тему женской доли. Поэт в своем произведении создает обобщающие картины народной жизни пореформенной России и с горечью показывает, как по-прежнему беспросветна судьба народа.
Разорение помещичьих хозяйств привело к крайней степени оскудения крестьянских семей:
Деревни наши бедные,
А в них крестьяне хворые
Да женщины печальницы,
Кормилицы, поилицы,
Рабыни, богомолицы
И труженицы вечные...
В России после отмены крепостного права развивался отходный промысел, большая часть мужчин уходила на заработки в города. На плечи крестьянки ложилась не только вся тяжесть труда на земле, но и ответственность за судьбу семьи, за воспитание детей.
В главе "Крестьянка" Некрасов прослеживает типичную историю русской женщины. Личная судьба Матрены Тимофеевны расширяется до общерусских пределов. Героиня пережила все ситуации, в которых могла оказаться русская женщина, многострадальная мать. Народ называет счастливой Матрену Тимофеевну Корчагину, хотя она сама не соглашается с этим мнением: "Не дело между бабами счастливую искать". Счастливой она себя чувствовала только до замужества:
Мне счастье в девках выпало:
У нас была хорошая,
Непьющая семья.
У героини было счастливое, беззаботное раннее детство, а с пяти лет началось приобщение к посильному труду: "отцу носила завтракать, утяточек пасла", "сено ворошила" и т.д.
Так к делу приобыкла я...
И добрая работница
И петь-плясать охотница
Я смолоду была.
Да еще счастье - попался добрый муж. Матрене не пришлось, как многим другим крестьянкам, жить с "постылым", терпеть побои до крови. Только один раз в их жизни с Филиппом случилась нелепая ссора на глазах недоброй родни, и пришлось молодой женщине испытать унижение ... остальная часть текста, формулы, таблицы, изображения скрыты