Литературное наследие Ф.И.Тютчева очень невелико. Он не писал ни прозу, ни пьес, хотя обладал удивительным даром рассказчика. Лирических стихотворений им было создано за полвека очень немного. Он не готовил их для печати, а относился к ним, как к письмам: они были его частным делом. Лишь ограниченный круг переживаний и настроений побуждал Тютчева к поэтическому творчеству, лишь на немногие темы он чувствовал потребность говорить языком искусства. Основной проблемой в его лирике является проблема взаимоотношений человека и природы. Он рассматривает ее в философском плане. За образами природы всегда скрыты глубокие, напряженные, трагические раздумья о человеке, о его месте в мире, о Вселенной, о тайнах бытия.
Природа у Тютчева, как и человек, - живой организм, имеющий душу, свой язык:
Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик -
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык...
Для Тютчева олицетворение природы не метафора, а философская истина. По мироощущению поэт был романтиком. В романтизме основополагающей является мысль о существовании "мировой души", "вселенской воли". Уход человека от природы - зло, а стремление к слиянию с окружающим миром - условие блаженства. Эта идея так утверждается в поэзии Тютчева:
Невозмутимый строй во всем,
Созвучье полное в природе, -
Лишь в нашей призрачной свободе
Разлад мы с нею сознаем.
В стихотворении "Весна" мир природы - "животворный океан". Только в отказе от иллюзорной свободы, от "жизни частной", в ощущении слитности с общей жизнью природы человек может испытать величайшее счастье. Но это блаженство длится только миг:
И жизни божеско-всемирной
Хотя на миг причастен будь!
За этим мигом вновь неизбежно наступает разлад:
Душа не то поет, что море,
И ропщет мыслящий тростник. ... остальная часть текста, формулы, таблицы, изображения скрыты