В центре учения джайнизма стоит проблема освобождения от сансары. Для достижения мокши нужно обрести "три сокровища": "правильное мировоззрение", "правильное познание" и "правильное поведение".
"Правильное мировоззрение" - джайнское, согласно которому мир состоит из джив (живых индивидуальных душ) и пяти категорий неживого (вещества, пространства, движения, покоя и времени). Бесчисленные дживы и неживое существуют вечно. Карма вызывает притекание к дживам вещества. Дживы, погруженные в вещество, претерпевают бесконечные перерождения в телах богов, людей, животных, растений, существ преисподней; дживами также обладают элементы пейзажа и природные явления. С помощью "правильного поведения" можно постепенно утончить кармическое вещество, но полное освобождение от кармического плена доступно только монахам-шраманам (они также называются, как и в буддизме, бхикшу - "нищие").
Мир существует бесконечное число циклов, которые делятся на 6 периодов улучшения мира и 6 период ухудшения. В течение 3 и 4 периодов ухудшения являются "провозвестники истины" - тиртханкары ("создатели переправы" через поток сансары к нирване). Джайны верят, что Махавира был не основателем джайнизма, а последним, двадцать четвертым тиртханкаром. Первым тиртханкаром джайны считают Ришабху, царя легендарного древнеиндийского государства Кошала, который научил людей искусствам, ремеслам и законам, а его дочь - письменности.
Пятый период начался через три года после нирваны Махавиры и продлится 21000 лет. К концу этого периода джайна дхарма исчезнет, так как не останется душ, способных достичь мокши.
В пятом периоде жизнь сокращается и становится невыносимой, а в шестой прекращается вовсе. Затем начинается улучшение, пока постепенно все не приходит обратно к первому периоду, в котором люди ... остальная часть текста, формулы, таблицы, изображения скрыты