Классическая для индуизма концепция варнашрамы, согласно которой общество делится на четыре религиозно-социальных ранга (варны), окончательно оформилась в дхармасутрах и дхармашастрах. Из этих текстов особенно важны "Законы Ману" (Манусмрити, II в. до н.э. - I в. н.э.). Ману - прародитель нынешнего человечества, которого, согласно пуранам, Вишну спас от мирового потопа, приняв облик рыбы.
Перейти в более высокую варну мужчина мог только в силу исключительных заслуг. Если женщина выходила замуж за человека, по рождению на одну варну выше ее, то их дети получали варну отца. Все прочие браки между представителями разных варн считались незаконными, и дети, рожденные в таких браках, становились изгоями, "неприкасаемыми" (сами себя они называют далитами, т. е. "угнетенными").
Изначально к неприкасаемым относились аборигены диких племен, до сих пор существующих в труднодоступных местах Индии. Также неприкасаемыми становились те, кто грубо нарушал законы ритуальной чистоты (например, ел вместе с неприкасаемыми), и люди ритуально нечистых занятий (уборка, стирка, выделка кожи, кремация трупов и др.). Со временем внутри варн происходило деление на замкнутые этнические, профессиональные и религиозных группы - джати ("рождение"), которые европейцы называют португальским словом каста.
Кастовая система - важнейшая и характерная черта индуизма. До сих пор ортодоксальные индуисты считают, что принять индуизм невозможно: индуистом можно только родиться в какой-либо касте в соответствии со своей кармой. Каста, наряду с местом проживания и стадией жизни, определяют индивидуальную дхарму (особенности религиозной жизни индуиста, прежде всего, его обязанности).
Современный индуизм насчитывает тысячи каст. Кастовая система была официально запрещена в Индии после Второй ... остальная часть текста, формулы, таблицы, изображения скрыты