40-е - 50-е - Идеологическая радикализация: "холодная" война, маккартизм, крушение колониальной системы, успехи европейских социал-демократических и коммунистических партий и подавление "антикоммунистических восстаний" в Берлине, Будапеште.
60-е - 70-е - Победа нонконформизма как утверждение права не убивать и не отдавать свои жизни за "идеалы". Феномен 1968 года: Париж, Прага, Вудсток. Социальная и культурная эмансипация.
80-е - 90-е - Конец холодной войны, крушение социалистической системы, объединенная Европа, глобализация и антиглобализм, англоязычная культурная экспансия, новые политические реалии однополярного мира.
***
40-е - 50-е - поиск ответов на "проклятые" вопросы эпохи - история как трагедия, история как порочный круг (Г. Казак, Э. Юнгер), исторический сбой (отклонение европейской цивилизации от прогрессивного пути); острая конфронтация идей - усиление религиозного мировоззрения (особенно католического - Э. Ланггессер, Г. Марсель, Г. Грин, У. Голдинг) противостоит популярности левых идей и атеизму. Национальная и эстетическая специфика решения антивоенной темы (Г. Грасс, Г. Белль, Н. Мейлер, А. Зегерс, 3. Ленц, И. Шоу, Дж. Джонс, Р. Мерль, У. Голдинг). Поиски самоидентификации личности - национально-культурная, социальная идентичность (мы - они) уступает место осознанию индивидуальной инакости (я - они) - оказывается одной из характеристик, определяющих литературный прогресс вплоть до конца 60-х годов. (Т. Пинчон, Дж.П. Донливи, Дж. Сэлинджер, Дж. Апдайк, "рассерженные молодые люди", "битники", М. Дюрас, А. Моравиа).
50-е годы - период сближения и взаимовлияния литератур, как в сфере идей, так и в эстетической практике. Раздвигаются не только национальные, но и временные границы. Во Франции и Великобритании открывают театр Фриша и Дюрренматта, ... остальная часть текста, формулы, таблицы, изображения скрыты