1. ВОСТОЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ. В древнеиндийской философии почти не было граней между экономикой и природой. Понятие экономики распалось на объективное (богатство) и субъективное.
Буддизм. Жизнь человека - сплошное страдание. Страдания проистекают от того, что человек полон желаний, которые не могут быть до конца удовлетворены. Следовательно, избавится от страдания можно, лишь избавившись от желаний. И т.о. достичь спасения - нирваны. Китайская философия. В центре их философской системы находится человек - как социальное целое, либо особенный человек, органически включенный в общество.
2. АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ. Протагор: человек есть мера всех вещей. Сократ : человек - планетарное, космическое существо, необходимый элемент вселенной. Платон определяет человека именно как единство души и тела. Вожделеющее начало души - это все, что связано с удовлетворением материальных потребностей человека. Платон выделяет 3 момента экономического: вожделеющее начало в душе, тело и предмет вожделения(душа, тело и имущество). Однако, душа настоящего человека должна избавиться от вожделеющего начала. Вожделеющему началу в душе отдельного человека соответствует сфера экономики на уровне государства. В этой сфере заняты люди, у которых вожделеющее начало доминирует: земледельцы, ремесленники, торговцы и, надо полагать, рабы. Наконец, Платон заложил основу деления хозяйства на производство средств производства и предметов потребления и основу теории разделения труда.
По Аристотелю в экономической деятельности человеком движет предмет стремления. Предмет стремления либо действительное благо, либо благо кажущееся. Высшее благо - счастье. Для счастья нужны внешние блага, ибо невозможно совершать прекрасные поступки, не имея средств.
3. СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ. Фома Аквинский. Бог - причина причин. Однако Бог, присутствуя в каждой вещи, тем не менее, оставляет поле для ее свободы, как вторичной причины. Уже здесь видна основа проблемы экономической свободы. Душа - ведущее начало в человеке. Она содержит, согласно Аквинскому, познавательную способность и способность желания. Выделяет 3 сферы действия: познание, поведение и творчество. Познание в этом делении оказывается главным. Два других вида человеческих действий (поведение и творчество) основаны на желаниях. В этих рассуждениях можно усматривать некую модель экономической мотивации человека. Высшие же цели формулирует разум. Т.е. разум выступает источником свободы воли. Тело обусловливает экономическое в человеке. ... остальная часть текста, формулы, таблицы, изображения скрыты