XVIII век в Западной Европе ознаменовался вступлением в систему буржуазных общественных отношений. Принципы свободы и равенства, ставшие требованиями буржуазных революций, стали превращаться в развёрнутые политические теории. Политической идеологией становится либерализм. В ней находят своё отражение и интересы народных масс.
В этот период во многих странах Европы, и прежде всего в наиболее развитых в социально-политическом отношении, возникают явление, получившее название Просвещения или Просветительства". Это было общекультурное движение, которое выступало за утверждение на земле "царства разума" путём распространения знаний, искоренения невежества, всестороннего воспитания личности, её самоусовершенствования. Идеи Просвещения отразились и в политических учениях того времени. Их главным направлением стала концепция так называемого "просвещённого абсолютизма"". Суть этой концепции заключалась в обращении к просвещённому монарху, "королю-философу" провести "сверху" демократические реформы и дать народу свободу, гарантировать его естественные права.
Виднейшими представителями Просвещения были Вольтер (1694-1778), Монтескье (1689-1755), Ж.-Ж. Руссо (1712-1778) и другие идеологи французского Просвещения (идеи Просвещения впервые возникли во Франции).
Под влиянием французского Просвещения развивалась политическая мысль в Германии. Здесь она была направлена на решение трёх главных проблем немецкой действительности того времени: утверждение национального единства, демократизацию государственного строя, отмену крепостничества. Выдающийся вклад в развитие политической мысли в Германии внесли И. Кант (1724-1804), Г.Гегель (1770-1831), Ф. Ницше (1844-1900) и другие немецкие мыслители той эпохи. Они в целом обосновывали политический курс немецкой буржуазии, оправдывали государственное устройство прусской монархии.
Утвердившийся в Европе буржуазный общественный строй не дал заметного материального облегчения трудовому народу. Это видели передовые мыслители того времени и стремились как-то помочь ему своими теориями. Однако эти теории оказались несбыточными в тех социальных условиях. Они получили название "утопический социализм". Его крупнейшими представителями были Т. Мор (1478-1535), Т. Кампанелла (1568-1639), Сен-Симон (1760-1825), Ш. Фурье (1772-1837), Р. Оуэн (1771-1858) и др. мыcлители". ... остальная часть текста, формулы, таблицы, изображения скрыты