В чувственного познании ощущения и восприятия проявляются в единстве. Восприятий вне ощущения не бывает. Различают восприятие за сенсорными особенностями (зрительные, слуховые, обонятельные, прикосновений, вкусовые, кинестетични, болевые и др.), отношением к психического жизни (интеллектуальные, эмоциональные, эстетические), сложностью восприятия (восприятия пространства, движения, времени).
Сенсорный состав восприятия во многом совпадает с ощущением. В отличие от ощущения специфическое в восприятия заключается в том, что ту или иную сторону зрительного, слухового, тактильным восприятие становится предметом осознания, понимания его значение для жизни. Сенсорное восприятие предметов и явлений действительности происходит в комплексе, взаимодействия органов чувств: зрения и кинестезических ощущений, зрения и слуха и т.п. При этом одна из разновидностей восприятия предстает как ведущий, а остальные - вспомогательные. Например, в музыкальной деятельности ведущим всегда есть слух, а вспомогательным - кинестезическая чувствительность. В квалифицированного хирурга кинестезическая чувствительность играет большую роль - контролирует и регулирует движения, необходимые во время оперирования.
По отношению к психического жизни личности восприятие приобретает особое значение. В объекте восприятия может специфически предстать интеллектуальный или эмоциональный сторону предмета или явления, познается. Научные знания требуют интеллектуального их восприятия, т.е. восприятие содержания, понимание понятий и терминов, выполняемых действий, усиленного действия памяти, внимания, мышления. Эмоциональное же восприятие ярко предстает при восприятия художественных, художественных произведений.
В этом разновидности восприятия ведущую роль играет его эмоциональная сторона, непосредственное влияние восринимаемого объекта на чувства - моральные, эстетические. Разумеется, художественное восприятие происходит в единстве с интеллектуальным. Понимание того, что воспринимается, необходима его предпосылкой, но эмоциональное переживание в художественном восприятие определяет его характер: возвышенностью или угнетенность настроения, переживания высокого, комического, трагического, возбуждается воспринимаемым материалом.
Восприятие по смыслу - это восприятие пространства, движения, времени. В восприятие пространства, движения и времени принимают большее или меньшее участие различные анализаторы в их взаимосвязи. ... остальная часть текста, формулы, таблицы, изображения скрыты