Все более заметную роль в общественно-культурной жизни играл театр, который, по словам Белинского, был показателем “общественного просвещения и духа времени”. В 1803 г. была введена монополия императорских театров, позволявшая правительству влиять на репертуарную политику.
Столичные города оставались центрами театральной культуры. В Москве в этот период произошло окончательное разделение театральных коллективов. С 1825 г. на сцене Большого театра (бывшего Петровского) шли только оперные и балетные спектакли. Дра-матические спектакли были перенесены в здание, построенное архитектором О. И. Бове и получившее название Малого театра. В Петербурге в 1832 г. был открыт Александринский театр.
В отличие от московского Малого театра, где были сильны демократические традиции, театр северной столицы был более официально-парадным. Театры существовали и в некоторых губернских городах (Ярославле, Нижнем Новгороде и др.).
Расцвет романтизма на сцене связан с творчеством замечательного русского актера П. С. Мочалова, прославившегося игрой в пьесах Шиллера и Шекспира. Вершиной его творчества стала роль Гамлета.
Драматургия А. С. Грибоедова, Н. В. Гоголя, особенно А. Н. Островского способствовала утверждению реалистической драмы в театральном репертуаре. Реформатором актерского искусства, основоположником реализма на русской сцене был великий актер М. С. Щепкин. “Он создал правду на русской сцене, — писал о нем Герцен, — он первый стал не театрален на театре”.
Театр первой половины века воспитал плеяду замечательных русских актеров, которыми по праву гордится русская сцена. В этот период начинается становление режиссуры, искусства оформления спектакля.
Музыка этого времени испытала на себе сильное воздействие эпохи 1812 г. Композиторы стали чаще обращаться к героико-патриотическим, национальным сюжетам (опера К. А. Ка- воса “Иван Сусанин”, 1815). Видным представителем романтизма в музыке был А. Н. Верстовский. Постановка наиболее известной его оперы “Аскольдова могила”, созданной на либретто М. Н. Загоскина, состоялась в 1835 г.
В обществе усилился интерес к камерным и публичным концертам. Внимание многих композиторов, писателей, художников привлекали музыкальные вечера в литературном салонах
А. А. Дельвига, В. Ф. Одоевского, 3. А. Волконской. Огромным успехом пользовались летние концертные сезоны в Павловске, которые стали устраиваться с 1838 г., когда сюда была проведена железная дорога из Петербурга. Неоднократно в этих концертах выступал австрийский композитор и дирижер, знаменитый “король вальсов” И. Штраус.
В истории русского музыкального искусства особая роль принадлежит М. И. Глинке. С его именем связано возникновение русской музыкальной классики, национальной школы в музыке. Событием в культурной жизни России стала постановка оперы Глинки “Жизнь за царя” (1836 г., другое название — “Иван Сусанин”). ... остальная часть текста, формулы, таблицы, изображения скрыты