У детей с ЗПР не формируется замысел игры. Действуют импульсивно и чаще в играх детей привлекает атрибутика, внешняя сторона, часто за игрушкой (предметом), ребёнок не видит того, что с ней можно делать. Даже если дети разыгрывают какой-то сюжет, он беден, тяготеет к стереотипам. Ролевое поведение отличается неустойчивостью, непроизвольностью, стремится в основном подражать действиям взрослых, их действия носит очень долго предметноотобразительный характер.
Мало используют предметы-заместители или используются в одной функции.
Игровой коллектив как таковой не формируется.
Совместная деятельность не развивается. Игровые объединения преимущественно чистые по половому составу.
Слепович («Игровая деятельность дошкольников с ЗПР») обобщает экспериментальные данные по исследованию игр детей с задержкой и приходит к выводу, что игровая деятельность не сформирована по следующим направлениям:
1. Не сформирована игра как деятельность, т.е. все структурные компоненты страдают (мотивация, замысел, исполнение, самокоррекция)
2. Игра не сформирована как совместная деятельность, страдает содержательная сторона игры.
Автор приходит к следующему выводу: коррекционное воздействие при формировании игры у детей с ЗПР должно осуществляться в 3-х направлениях:
1. Формирование игры как деятельности, формирование игровой мотивации, вызывать интерес к игре и игрушке;
2. Формирование игры как совместной деятельности (игры вместе);
3. Формирование содержания- то, что выделено ребенком в качестве основного момента из деятельности взрослого.
Приёмы:
- Образец действий с игрушкой, который даёт взрослый, образец
отношений с этой игрушкой;
- Совместное изготовление атрибутов в кукольный уголок;
- Формирование способностей создания замысла (опирается на продуктивные
виды деятельности: лепка, аппликация, действия с игрушкой)
- Формирование алгоритма действий с игрушкой;
Пока у ребёнка нет собственного замысла, работает по образцу взрослого. В работе с аномальными детьми целесообразно использовать расчленённые образцы, это позволяет ребёнку использовать наглядные опоры, т.к. они не удерживают словесную инструкцию в качестве опоры используют картинки. Перед введением игры (обучением) необходимо провести предварительную работу по обучению программированию предстоящей деятельности, через рассказывание по картинке, или составление рассказа из опыта, или обсуждение придуманной педагогом ситуации (развитие связной речи). Необходимо формировать особое отношение к предметам -заместителям: подбор предметов и их изображений к заместителям и наоборот (развитие воображения).
- Вводить игры вместе (вылавливать из одного тазика шариков сачками, в игре могут участвовать три ребёнка). ... остальная часть текста, формулы, таблицы, изображения скрыты