Согласно обычным представлениям, противоположности исключают друг друга и несовместимы. Гераклит выступал против этих стереотипных представлений и резко нападал на своих предшественников за непонимание ими единства, совместимости противоположностей.
Логос – нечто явленное, оформленное и постольку "словесное"... сквозная смысловая упорядоченность бытия и сознания; это противоположность всему безотчетному и бессловесному, безответному и безответственному, бессмысленному и бесформенному в мире и человеке. В свете космического Логоса мир есть гармоничное целое.
Дао не поддается рациональному толкованию, формально-логическому анализу, потому что не имеет формы, бесформенно, вечно, беспредельно, ничему не противостоит (в отличие от логоса, который противостоит хаосу), исключает альтернативную постановку вопроса в принципе. Дао не подлежит проверке практикой, ибо то, что мы видим, не является «постоянным» Дао. Дао — «корень неба и земли. Оно существует вечно, подобно нескончаемой нити, и его действие неисчерпаемо». Дао едино — «не надо стремиться узнать об источнике этого, потому что это едино».
Логос похож на Дао. Для Гераклита, как и для Лао-Цзы, – «все едино». «Целое и нецелое, сходящееся и расходящееся, согласное и разногласное; из всего одно и из одного все». Если логос нечто "оформленное... сквозная смысловая упорядоченность бытия и сознания", противоположность всему стихийному, то Дао – самоестественно (цзыжань) следует своей природе: "Человек следует земле, земля – небу, небо – дао, а дао самому себе (цзыжань)".
Несмотря на свою похожесть, существуют и определенные различия между Дао и Логосом. «Гераклит (учит), что вечный круговращающийся огонь (есть бог), судьба же – логос (разум), созидающий сущее из противоположных стремлений». Китайцы не считали возможным выделять какую-либо из стихий (воду, воздух или огонь) в качестве первоначала. Образовавшиеся в процессе круговращения ци пять типов энергии (земля, вода, огонь, дерево, металл) - равно необходимы для существования жизни, хотя Лао-Цзы и отдает предпочтение воде (символ Дао).
В отличие от Логоса Дао не "созидает сущее из противоположных стремлений", а следует спонтанному ритму мира, где одно чередуется с другим, день приходит на смену ночи, тепло на смену холоду. «Один раз Инь, один раз Янь и есть Дао». Если греки акцентировали внимание на «разумном» аспекте мира – всем правит Логос, и на созидании сущего "из противоположных стремлений", на "борьбе противоположностей", то китайцы – на этической стороне мира и на чередовании инь-ян, которые в строгом смысле не противоположны, ибо присутствуют друг в друге. С этого и начинаются расхождения, хотя этика, гуманность также необходимы для развития ума, расширения сознания, как ум – для претворения этики в жизнь. ... остальная часть текста, формулы, таблицы, изображения скрыты