В Новое время происходит окончательный разрыв со средневековыми представлениями власти и создаются теории естественного права и общественного договора. Переход от феодализма к капитализму (в след Английской революции 1640-1660 гг.), Просвещение - общекультурное движение - желали утвердить на земле «царство разума», гармония интересов, гуманизм, ценности человеческого достоинства, распространение рационального знания, преодоление невежества масс, на внедрение в общественную жизнь ей, базирующихся на уважении.
Томас Гоббс. Левиафан (1651)
Наиболее систематическое развитие эти теории получают в политических учениях английских мыслителей Томаса Гоббса (1588-1679) и Джона Локка (1632-1704).
Т. Гоббс изложил своё политическое учение в трактате «Левиафан».
Государство Гоббс рассматривал как человеческое, а не божественное установление, которое возникло на основе общественного договора.
Суть концепции сводится к утверждению о том, что человечество в своём развитии проходит два этапа – естественное состояние и государственно-организованное существование.
В естественном состоянии все люди равны в отношении как физических, так и умственных способностей. Из равенства способностей Гоббс выводит равенство людей на достижение ими своих целей: каждый в естественном состоянии имеет право на всё. Природа дала людям всё. Так как люди имеют одинаковые права на всё и стремятся осуществить эти свои естественные права, между ними неизбежно возникает борьба. Всеобщим принципом при естественном состоянии является «война всех против всех».
В результате войны всех против всех становится невозможной нормальная жизнь. В естественном состоянии всем одинаково угрожает опасность быть истреблённым. Страх смерти делает людей склонными к миру и согласию. В результате соглашения (или договора) и образуется государство, которое ограничивает свободу каждого, создаёт условия для цивилизованного совместного проживания всех.
Согласно общественному договору люди вручают свои права, судьбу и власть государству, которое в обмен на это призвано гарантировать порядок в обществе. Гос-во Т. Гоббс уподобляет библейскому чудовищу – Левиафану. Подданные являются рабами всемогущего гос-ва, только так можно обеспечить общественное согласие.
Люди устанавливают гос. власть на условиях полного и безоговорочного подчинения. Гос. власть едина и ничем не ограничена. Она действует бесконтрольно и ни перед кем не ответственна, она стоит над гражданскими законами. Что касается политических предпочтений, то Т. Гоббс был сторонником абсолютной монархии. ... остальная часть текста, формулы, таблицы, изображения скрыты