Немецкий философ Иммануил Кант (1724-1804) признается одним из создателей теории «правового государства». Свои идеи о государстве и праве он развивает в таких произведения как «Метафизика нравов», «Метафизические начала учения о праве». был в Германии первым, кто приступил к систематическому обоснованию либерализма – идейной платформы класса буржуа. «Идеи всеобщей истории с космополитической точки зрения», «К вечному миру», «Метафизические начала учения о праве».
И. Кант считал, что каждый человек от природы обладает свободой воли, но это не значит, что он может поступать исключительно по своему хотению.
В природе всех разумных людей, как думает Кант, заложен некий нравственный закон (или «категорический императив»), который звучит приблизительно так: «Поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали другие». Люди должны следовать этому нравственному закону, чтобы не нарушать свободы других людей и общества в целом.
Однако в жизни свобода человека часто перерастает в произвол по отношению к другому человеку. Чтобы ограничить произвол, необходимо право. Т. е. Кант рассматривает право как совокупность условий, позволяющих совместить свободу одного лица со свободой других.
Реальное осуществление права требует того, чтобы оно реально было всеобщеобязательным. Но каким образом достигается эта всеобщая обязательность права? Через наделение его внешней принудительной силой. Иначе нельзя заставить людей соблюдать правовые нормы, нельзя воспрепятствовать их нарушению и восстанавливать нарушенное. Если право не снабдить такой принудительной силой, оно окажется не в состоянии выполнить уготованную ему в обществе роль. Обшить праву столь нужное ему свойство способно лишь государство – исконный и первичный носитель принуждения.
По словам Канта, государство – это объединение людей, подчиненным правовым нормам. Назначение государства – в том, чтобы обеспечить или гарантировать право. Само устройство и деятельность государства должны быть подчинены праву. В этом суть идеи правового государства, развиваемой И. Кантом.
Таким образом Кант приводит к мысли о необходимости существования правового государства, которое бы обеспечивало свободу личности.
Происхождение государства – гипотеза естественного состояния, лишенного всякой гарантии законности. Акт, посредством которого изолированные индивиды образуют народ и государство, есть договор, который заключают между собой морально развитые люди. Все отдельные лица, составляющие народ, отказываются от своей внешней свободы, чтобы тотчас же снова обрести ее, однако уже в качестве членов государства. Люди отказываются от свободы необузданной и беспорядочной, дабы найти подлинную свободу в правовом состоянии. ... остальная часть текста, формулы, таблицы, изображения скрыты