Идея утверждения права (или закона) в общественной жизни зародилась вместе с возникновением государства, ибо ещё в условиях догосударственного развития все органы первобытной, а затем военной демократии формировались и функционировали в рамках определённой нормативной системы - обычаев и табу, освящались религиозными ритуалами и т. д.
Мысль о государстве закона в жизни народа, общества, государства родилась как противовес самовластию и произволу личности правителя.
Ещё древнегреческий философ Платон писал: "Я вижу близкую гибель того государства, где закон не имеет силы и находится под чьей-либо властью. Там же, где закон - владыка над правителями, а они - его рабы, я усматриваю спасение государства и все блага, какие только могут даровать государству боги". Сходные взгляды развивались Аристотелем: "Там, где отсутствует власть закона, нет места (какой-либо) форме государственного строя. Закон должен властвовать над всеми...".
В период начавшегося разложения феодализма идеи правовой государственности с позиций историзма изложили прогрессивные мыслители того времени Н. Макиавелли и Ж. Боден. Очень многое для развития идеи правового государства было сделано мыслителями Нового времени, такими как Г. Гроций, Б. Спиноза, Т. Гоббс, Д. Локк, Ш. Монтескье и другие. Такое большое внимание к идее правового государства было вызвано возникновением капиталистической формы собственности.
В противовес официальным доктринам абсолютизма они выдвинули рационалистические концепции естественного права и договорного происхождения государства. Заинтересованная в устранении правового партикуляризма Средневековья, препятствовавшего образованию общенационального рынка, поднимающаяся буржуазия выдвигает требования создания единой общегосударственной правовой системы.
На качественно новую ... остальная часть текста, формулы, таблицы, изображения скрыты