По характеру дарования М.Ю.Лермонтов, как и А.С.Пушкин, был прежде всего поэтом-лириком. Лирические стихотворения занимают центральное место в его литературном наследии. Именно в лирике наиболее полно отразились идейные и художественные искания Лермонтова, факты личной биографии и "биографии" его современников.
Основная особенность лермонтовской лирики - ее протестующий, бунтарский и одновременно трагический характер. Источник трагического бунтарства - конфликт свободной личности в несвободном мире. Лермонтов не мог найти ни в поколении своем, ни в обществе, ни даже в любви опоры идеалам. Поэтому в стихах Лермонтова неизменно звучит тема несостоявшейся любви.
Любовь, по Лермонтову, - чувство, которое рождается вместе с человеком и по накалу несопоставимое ни с каким другим. В стихотворении "1831-го, июня 11 дня" есть примечательные строки:
Я не могу любовь определить,
Но это страсть сильнейшая! - любить
Необходимость мне; и я любил
Всем напряжением душевных сил.
При такой силе и напряженности чувств любовь поэта не могла не принести ему страданий, не могла не быть безответной, потому что соответствовать порывам его души было почти невозможно. Лермонтову трагически недоставало взаимности. Он не мог найти родственную душу.
В одном из ранних стихотворений "Она не гордой красотою..." поэт создал идеальный образ возлюбленной. Произведение условно можно разделить на две смысловые части. В первой перечисляются те качества внешности, которых у любимой женщины нет:
Она не гордой красотою
Прельщает юношей живых,
Она не водит за собою
Толпу вздыхателей немых.
И стан ее - не стан богини,
И грудь волною не встает...
Нагнетание отрицаний в описании облика героини сразу заставляет вспомнить строки из "Евгения Онегина" Пушкина, посвященные Татьяне Лариной. ... остальная часть текста, формулы, таблицы, изображения скрыты