XVII век в Германии ознаменовался утверждением прозаического романа.
Другая демократическая линия немецкого романа, на формирование которого оказал воздействие испанский плутовской и французский бытописательный романы, уходит корнями в традиции бюргерской и гуманистической сатиры XV-XVI вв. Сатирико-дидактическое направление получает в Германии необычайно широкое распространение и охватывает почти все жанры.
Крупнейшим представителем демократической линии романа был Ганс Якоб Кристоф Гриммельсгаузен. (1622-1676).
Его творчество представляет собой художественный синтез всего предшествующего развития немецкой повествовательной прозы и разнообразных иноязычных литературных влияний, прежде всего испанского плутовского романа. Романы Гриммельсгаузена - яркий пример своеобразия немецкого барокко. В нем сочетаются и выполняются характерные для литературы барокко функции: сатирическая, дидактическая, информативная и символическая. Присутствует жанр робинзонады.
Роман "Симплициус Симплициссимус" написан в форме автобиографии героя-рассказчика. Это создает у читателя иллюзию правдивого рассказа о непосредственно пережитом. Исповедальное повествование используется у Гриммельсгаузена, как и в испанском плутовском романе для показа несовершенства мира. Форма повествования от первого лица знаменует рождение рассказчика в структуре романа.
Рассказчик намного старше героя и умудрен опытом, что дает ему право судить и оценивать поступки последнего. Герой - как бы постоянный объект наблюдений рассказчика. Объективация героя поддерживается размышлениями Симплиция, который всегда обращается к себе во втором лице, как к постороннему. Четкая временная дистанция между рассказчиком и героем позволяет автору органически включать в художественную ткань романа сведения по истории, ... остальная часть текста, формулы, таблицы, изображения скрыты