Эпоха Просвещения начинается в 1688-89 годах, начало эпохи знаменуется "Славной революцией" в Англии (1688), а конец - Великой французской революцией (1789), которая должна была стать апогеем Просвещения. Манифестом идей Просвещения стала "Энциклопедия" Д'Аламбеа и Дидро.
Просвещение - борьба с невежеством, суевериями, неразумностью ради досижения общественного благополучия. Для просвещения важен конфликт общественного строя и требований человеческой природы: общественная жизнь - свод ограничений, подавляющих нашу естественность. Появляется концепия естественного человека - не стесненного обществом, подчиненного природе, но образованного и религиозного. Локк выдвигает концепцию "Tabula rasa", в соответствии с которой человек рождается без знаний, а знания формируются в его среде обтания. Этой концепции соответствует Простодушный Вольтера.
Просветители были идеалистами, считали, что идеи правят миром, общественными деятелями. Книги писателей-просветителей должны были подтолкнуть к действию. Важная черта - критичность к миру в целом и особенно к социальным институтам (в основном - к церкви). Просветители стремятся перестроить мир на основе разума, как следствие, литература Просвещения философична (в основном - идеалистически), абстрактные художественные идеи выражаются в образах. Наука дидактична, литература публицистична.
Пять литературных направлений Просвещения:
1. Просвещенный классицизм - преобладание рационального над чувственным, общественного над частным. Но новый конфликт - конфликт новых гражданских идеалов и старого неразумного общества. Серьезное значение получает социально-философская тематика, но падает личностная (любовные конфликты). Позже появляется Веймарский классицизм, он объединяет Гете и Шиллера на определенном этапе. В конце 18 века появляется ... остальная часть текста, формулы, таблицы, изображения скрыты