"Рамочная композиция" сюжета "Декамерона", знакомящая читателей с рассказчиками новелл, создает двойственный хронотоп: гротескно-реалистическое описание чумы во Флоренции в 1348 г. и загородная идиллия (ренессансная утопия, во многом предвосхищающая кружок Лоренцо Медичи, - танцы, песни, сон, еда, прогулки, купание, приятная беседа; король или королева выбираются каждый день).
7 молодых женщин (Пампинея, Фьяметта, Филомена, Эмилия, Лауретта, Нейфила, Элисса) встречаются в церкви Санта Мария Новелла (примечательно, что именно женщины - инициаторы задуманного предприятия!), потом к ним присоединяются 3 юношей (Панфило, Филострато, Дионео). Все имена рассказчиков значимые и связаны с любовью: Элисса - второе имя Дидоны, Дионео (от Венеры) - свободный и привилегированный, как Амур. Дни правления девушек перемежаются днями правления юношей; королева первого дня - старшая девушка, король последнего дня - старший юноша. Баллаты, венчающие каждый день, составляют единый цикл.
Направленность новелл задается заранее, но в 1 и 9 дни рассказчикам предоставляется полная свобода. Новеллы 2 и 3 дня должны иметь положительный конец благодаря случаю и хитроумию. 4 день - "готические" новеллы о несчастной любви, хотя новелла автора, 2 и 10 новеллы - шутливые. Тема новелл 5 дня - как влюбленным улыбалось счастье. Новеллы 6, 7, 8 дней - о шутках, 10 дня - о щедрости и великодушии. Уже в первый день затрагиваются все основные темы.
Установленные правила не мешают разнообразию новелл. Нет морализаторства, но высмеиваются скряги и богачи, а благородство бедности превозносится. Боккаччо использует литературные и фольклорные источники, но рассказывает и о своих друзьях. Тема любви очень многообразна (духовная и физическая, верность и измены), но общее - утверждение права женщины на ... остальная часть текста, формулы, таблицы, изображения скрыты