Воплощением нового мировоззрения стала теория естественного права. Эта концепция основана на исследовании природы и страстей человека. Теория естественного права основана на признании всех людей равными (от природы) и природой же наделёнными естественными страстями, стремлениями, разумом. Законы природы определяют предписания естественного права, которому должно соответствовать положительное (позитивное, волеустановленое, наличное) право.
Еретик XVI в. Феодосий Косой считал, что человек рождается, живёт и умирает по законам природы, регулирующим его жизнь и смерть. Следовательно, никакие государственно-правовые установления не могут быть выше природных законов. Человек обладает совестью и разумом, который помогает ему понять его права и подсказывает путь к их защите. Положительный закон должен соответствовать закону естественному.
Гуго Гроций (1583-1645 гг.). В основе права природа человека, в этом перекличка с Платоном. По своей природе человек обладает неотъемлемым набором прав. Отняв их, лишишь человека статуса человека. Никто этого сделать не может (в смысле не должен).
Критерий этих прав: те права, которые представляются таковыми естественному разуму. Естественный разум принимает за очевидное аксиомы права. Но на самом деле нет никаких правовых аксиом. Нет ничего такого в праве, что одинаково воспринималось бы всеми. Вообще нет никакого единого естественного рассудка.
Концепция естественного права модернизировалась в исторически изменяющееся естественное право, в каждом обществе есть свой набор базовых правовых аксиом. Не человек для права, а право для человека. Общество, как считал Гроций, преследует единственную цель: свободное пользование своим достоянием. Поэтому справедливость как условие общежития заключается в отсутствии попыток присвоить чужое. Гроций отождествляет понятия права и справедливости. Справедливость действует в двух видах отношений: между равными и между господствующими и повинующимися. Право господства не является естественным, в силу изначального равенства людей, но является все же необходимым из-за социальных качеств людей.
Нормы естественного права становятся воплощением добра.
Томас Гоббс (1588-1679 гг.). Гоббс обращается к человеческой природе - сумме изначальных качеств, стремлений и желаний. Человек не общественен по природе. Если бы человек любил другого только как человека, почему бы ему тогда не ценить всех равно? В обществе мы ищем не социальных партнеров, ценных сами по себе, а экономических и политических партнеров. Всякий хочет играть первую роль и угнетать других; все притязают на таланты и знания. Все стремятся к власти и, следовательно, к войне. Война всех против всех. Людям присущи соперничество, недоверие, любовь к славе и жестокость. Желания и страсти человека не являются греховными. Справедливость и несправедливость - это качества человека, живущего не в одиночестве, а в обществе. ... остальная часть текста, формулы, таблицы, изображения скрыты