Харт утверждал, что Остин смешивал понятия «должен» (вынужден) и «имею долг». По Остину получается, что я должен (имею долг) отдать деньги преступнику, который требует (изъявляет желание) отдать деньги и наставляет на меня оружие (угрожает). Кроме того, выходит, что преступник, поскольку он дает команды, законодательствует.
Понятие «обязанность» подразумевает наличие социальных норм или правил. Эти нормы провозглашают определенные образцы поведения. Когда мы говорим: «Его долг был поступить таким-то образом», мы указываем на некое общее правило, требующее определенного поведения, и подразумеваем, что данный конкретный случай регулируется этим правилом.
Несмотря на сходство, есть существенная разница между просто обычным, привычным, стереотипным поведением и выполнением социальных норм. Во-первых, когда мы имеем дело с привычным поведением группы людей, это означает только то, что члены группы поступают примерно одинаково.
Во-вторых, когда нарушается норма, отклоняющееся поведение законно критикуется.
В-третьих, если существует социальная норма, то, по крайней мере, некоторые члены группы будут рассматривать ее как образец поведения, которому должна следовать вся группа. К социальным нормам можно относиться двояким образом: с позиции стороннего наблюдателя, не принимающего эти нормы, и с позиции члена группы, принимающего эти нормы и руководствующегося ими. Г. Харт называет это «внешней» и «внутренней» точкой зрения на правила.
Некоторые люди воспринимают существующие в обществе правила именно с позиции такого стороннего наблюдателя, то есть как нечто чисто внешнее, внутренне чуждое им. Для них законы — это досадная помеха, не дающая делать все, что хочется. Однако большинство людей внутренне согласны с законами. Они принимают их как основания для требований, критики или наказания. Харт разграничивает два типа правил. Правила первого типа налагают обязанности; правила второго типа дают полномочия. Право — это сочетание первичных и вторичных правил.
Даже в доправовом обществе какие-то правила поведения будут. И это будут первичные правила. Природа человека такова, что в любом обществе правила должны ограничивать насилие, запрещать воровство и ложь.
Только небольшое сообщество, тесно связанное узами родства, общими чувствами и верованиями и помещенное в стабильную среду, может успешно обходиться одними первичными правилами. Первая проблема — проблема неопределенности правил.
Поскольку первичные правила — это набор отдельных правил поведения для людей, в них нет «правил о правилах», которые позволяли бы отличать «наши» правила от «не наших».
Другая проблема — это проблема статичности (негибкости) первичных правил.
В-третьих, возникает проблема неэффективности правил. Г. Харт предлагает ввести новый тип правил, вторичные правила. Это — правила о правилах. ... остальная часть текста, формулы, таблицы, изображения скрыты