Первым шагом на этом пути были стратифицированные общества, к числу которых относится вождество. Чифдом рассматривается как промежуточная политическая организация, которая появляется, когда имеются устойчивые условия роста прибавочного продукта. Он основан на социальном ранжировании, но в его структуре и управлении преобладают кровнородственные отношения. Престиж и состояние индивидуума обусловлены тем, как близко он находится к вождю. Важная роль экономического фактора в оформлении социальной стратификации, являющейся одной из основных черт чифдома (вождества), неоспорима.
Вождество основано на принципе ранжирования – различия в социальном статусе людей. При этом разделение на классы отсутствует. Вокруг центра всегда имеется какое-то число более мелких и в разной степени подчиненных ему поселений (иерархия местообитания).
По мере роста численности населения и степени сложности устройства, поведение индивидуума в большей степени обусловливалось социальной структурой, нежели родовыми устоями. Многие вождества близко напоминали государства. Но сохранение родовых традиций, как считают многие антропологи, не позволяет считать их таковыми.
Вождества могут быть различных видов – теократические, военные, ориентированные на групповые или индивидуальные интересы, стратифицированные или ранжированные, простые и сложные, и т.д. Простые имеют демографические размеры в несколько тысяч человек, один уровень политической иерархии над местной общиной и систему установленного ранжирования. Сложные вождества имеют размеры в десятки тысяч человек, два уровня политической иерархии над местной общиной и появление стратификации. Наиболее общими археологическими признаками вождества считаются: монументальная архитектура (признак отличия от автономного поселения, но не от государства), иерархия поселений, наличие церемониального центра, дифференцированные погребения. Сложное вождество иногда называется "условным государством".
Первоначально, чифдом рассматривался как универсальная форма организации общества, непосредственно предшествующая государству, но позже эта универсальность была ограничена, поскольку однолинейная эволюция была признана неправильной из-за большого разнообразия переходных форм.
Переход от племенного общества к раннему государству отмечен многими чертами, характеризующими различные социальные подсистемы, часть из которых находит отражение в материальной культуре. В частности, одна из таких черт проявляется в элитарной культуре, которая всегда свидетельствует об особом статусе людей, чьей цели она служит. ... остальная часть текста, формулы, таблицы, изображения скрыты