Николо Макиавелли (1469—1527), мыслитель, с которого, по мнению многих исследователей, начинается современное понимание политики и государства.
Жизнь и деятельность Макиавелли относятся ко времени начавшегося упадка Италии, до XVI в. бывшей самой передовой страной Западной Европы. В северной и средней Италии еще в XII—XIII вв. сложились города-республики (Венеция, Флоренция, Генуя и др.) с развитой ремесленной и торговой экономикой. Промышленная и торговая верхушка этих городов сумела, опираясь на народ, подчинить себе феодалов своего округа, создать свою коммунальную государственность. Однако перемещение главных торговых путей в связи с открытием Америки, развитие производства в других странах Европы вели к упадку итальянской промышленности и торговли, подрывали силы итальянских городов.
В Италии не сложилось единое государство — на ее территории существовали городские республики, папское государство, а также владения Испании. Раздробленная Италия подвергалась нашествиям иноземных войск; в ряде городов-государств силами феодальной реакции учреждались тирании, опиравшиеся на наемные войска.
После установления во Флоренции синьории Медичи Макиавелли был лишен должности. В последний период жизни он занимался литературной деятельностью. Кроме сочинений на темы политические ("Рассуждения на первую декаду Тита Ливия", "Государь", "О военном искусстве" и др.) и исторические ("История Флоренции") его перу принадлежит ряд художественных произведений
Государство, изучаемое флорентийским мыслителем, есть, прежде всего «порождение силы», употребление силы — первое и последнее основание политики государя, а война, ее институты и правила — «подлинная профессия того, кто правит».
Философию Макиавелли характеризует еще одна отличительная черта — она ориентируется на деятельную сторону человеческой природы. Фактически эта философия основана на утверждении, что политика, а в более широком плане и вся человеческая история — вещь довольно пластичная и податливая.
Именно таким человеком — дерзким и отважным, умеющим противостоять судьбе и добиваться своего — должен быть настоящий государь, способный создать сильное и процветающее государство.
Описание качеств, которыми должен обладать настоящий государь, составляет сущность того, что обычно называют политическим макиавеллизмом, характеризуемым как разрыв между политикой и этикой.
Перед нами рассуждения человека, долгое время бывшего у власти и не имеющего относительно нее никаких иллюзий, человека, умеющего различать добро и зло, но предпочитающего добро, не закрывающего глаза на реальность и на то, что он считает человеческим уделом.
И государь не может объединять в себе одни только добродетели и лучшие качества, поскольку ни один человек по природе своей не способен иметь одни добродетели и неуклонно им следовать. Самое главное для государя — суметь избежать пороков, которые могут лишить его власти, и некоторые из этих пороков полезны для государства, тогда как некоторые из добродетелей способны его разрушить. ... остальная часть текста, формулы, таблицы, изображения скрыты