Проявления феномена политической культуры были известны еще мыслителям Античности. Суждения о ценностях, настроениях, влияющих на политику, действия властей, встречаются у Конфуция, Сократа, Платона, Сенеки. Аристотель говорил о "состоянии ума", которое порождает стабильность или смуту.
Мыслители Возрождения (Н. Макиавелли, М. Монтень), европейские просветители пытались уяснить зависимость между реальной политикой и представлениями и понятиями о ценностях, традициях, нормах морали у ее субъектов – личностей, групп, общностей.
Один из основоположников консерватизма Э. Бёрк (1729–1797) признавал, что "сладость привычки" заставляет работать политические учреждения.
А. Токвиль, Ш. Монтескье использовали понятия ценностей и чувств для объяснения как упорядоченности, так и изменений в политических процессах.
Одним из первых употребил понятие "политическая культура" немецкий историк XVIII в. И. Гердер. Встречается оно у русского историка В. Герье, затем у В. Ленина. Категориальный статус это понятие обрело с развертыванием сравнительных исследований политических систем после Второй мировой войны. Усилиями Г. Алмонда, С. Вербы, Л. Пая, Д. Каванаха, К. фон Бойме, других исследователей оно прочно вошло в лексикон политической науки.
В науке сложилось основных подхода к трактовке политической культуры.
- Психологический подход (Г.Алмонд): политическая культура рассматривается как набор психологических ориентаций на социально-политические объекты и процессы.
- Комплексный (обобщающий) подход (Д.Мервик, Р.Такер, Л.Диттмер): политической культуре приписывается все происходящее в политике. Она либо идентифицируется с политической системой, как у Д.Мервика, либо сводится к политическим отношениям, как у Р.Такера, а, в конечном счете, не имеет специфического содержания.
- Объективистская (нормативная) трактовка (Л.Пай, Д.Пол): политическая культура определяется как совокупность принятых политической системой норм и образцов политического поведения. ... остальная часть текста, формулы, таблицы, изображения скрыты