Политическая праксеология формулирует концепции политико-преобразвательной деятельности политических субъектов. Ее главным предметом анализа выступает политическое творчество масс, народов, классов,институтов, элит, лидеров и исторических личностей. Другими словами, политическая праксеология— это философия политического искусства — искусства политического управления, политического властвования и волеизъявления. Это искусство совместной жизни и сопротивления тому, что в общественном сознании воспринимается как несправедливость, угнетение, произвол и т.п. В силу своей прагматической направленности политическая праксеология оказывается отчетливо ангажированной философско-политической субструктурой. Ярким тому примером является такой политико-праксеологический раздел теории марксизма-ленинизма как научный коммунизм.
Мне неизвестно, чтобы кто-либо употреблял термин “праксеология” до 1890 года, когда Альфред Эспинас на страницах журнала писал:
“Ремесленник мастерит, крестьянин пашет, моряк плавает на корабле, солдат воюет, купец торгует, профессор учит, управляющий распоряжается. И вот слово “практика” порождает термин “праксеология” для определения науки о подобных фактах, рассматриваемых в их единстве, науки о наиболее общих формах и принципах действия в мире живых существ”.
Трудно в более лапидарной форме охарактеризовать суть проблемы и связать ее с термином, который автор не заимствовал, а сконструировал самостоятельно. Праксеология охватывает три группы проблем:
во-первых, аналитическое описание, характеристику, классификацию и систематизацию практических действий;
во-вторых, изучение условий и законов, определяющих эффективность действий;
в-третьих, изучение генезиса и развития различных видов деятельности, путей их совершенствования и регресса, движимых силой традиции и изобретательностью. ... остальная часть текста, формулы, таблицы, изображения скрыты