В советский период сатира М. приобретает новые черты: оптимистическое звучание, ярко выраженную агитационность. Пьеса "Мистерия-буфф" (1918) была "героическим, эпическим и сатирическим изображением нашей эпохи".
Замечательной страницей тв-ва М. в годы революции было создание "Окон РОСТА". С нач. 1919 г. М. работал в РОСТА, создав настоящую фабрику сатирических плакатов с яркими, хлесткими подписями. Во время гражданской войны это были плакаты и тексты, отражавшие положение на фронтах, позже - о восстановлении хозяйства, о бытовых проблемах.
Настоящая потребность в сатире, сатирическом изображ. возникла с окончанием гражданской войны. Показательно, что к одному и тому же времени - 1920-1921 годы - относятся и стихотворения "Последняя страничка гражданской войны" и "О дряни". В "Посл. страничке", начинающейся строкой "Слава тебе, краснозвездный герой" и заканчивающейся "слава, слава, слава!", прославление звучит серьезно, пафосно, т.к. взят Перекоп, завоеван Крым, "завоевано... трудиться великое право". "О дряни" тоже нач. лозунгом: - "Слава, Слава, Слава героям!!!", но поэт резко переключается на прозу жизни:
Впрочем им довольно воздали дани. Теперь поговорим о дряни.
Видно резкое изменение интонация, потому что предмет изображения требует пристального, внимательного рассмотрения и неторопливого осмысления. Поэт дает точное словесное определение новому явлению, обобщив в словесной формуле-портрете его суть: "мурло мещанина", и раскрывает его происхождение:
Со всех необъятных российских нив, с первого дня советского рожденья стеклись они, наскоро оперенья переменив, и засели во все учрежденья.
Сатирический диалог вскрывает предел мечтаний "той или иной мрази" - "тихоокеанские галифища" и "с эмблемами платья". В последней строфе ст-ия М. использует прием совмещения ... остальная часть текста, формулы, таблицы, изображения скрыты