Почи все этические учения, даже ультрарационалистические, предполагают провозглашение добра в качестве конституирующей моральной ценности. «Мораль это представления людей о добре и зле». Это достаточный резон, чтобы начать разговор о морали с понятия добра.
Добро в таком самом конкретном значении есть мое бескорыстное стремление к тому, чтобы кому-то было хорошо. Это стремление действенное, означающее мою готовность прийти на помощь, если надо.
Поскольку никакого другого убедительного ответа на вопрос о том, откуда возникает бескорыстное стремление делать добро другому, без которого о морали говорить не приходится, в этической литературе не существует, мы приходим к выводу, что в основании морали лежит сопереживание.
Способность сопереживания исходно возникает у высокоразвитых животных, обеспечивая родительскую опеку. Дальнейшая животная эволюция расширяет функции сопереживания. Но это, конечно, не означает, что в постприродном, и тем более в животном, мире есть мораль.
Атрибутивность нравственного размышления и свободного выбора поступка морали неоспорима.
Существовали ли в доправовой период нормативные высказывания?
И лишь когда несогласие между индивидуальными умами достигает значительной степени, возникает необходимость выразить эти правила в такой форме, чтобы их можно было сообщать, преподавать, корректировать отклоняющееся поведение и договариваться при расхождении мнений о надлежащем поведении. Несмотря на то, что в истории, безусловно, не было такого периода, когда человек жил, не имея законов, которым он подчинялся, но на протяжении сотен тысяч лет он жил без законов, которые он «знал» - в том смысле, что был способен их сформулировать». Можно с полной уверенностью считать, что сами нормативные высказывания сформировались только в ходе развития (даже не становления) права.
Из сказанного не следует ни то, что право является первичным по отношению к морали, ни то, что мораль вбирает в себя право. Сопереживательная регуляция возникла задолго до юридической. Именно преодолением ее ограниченности стало право. Сопереживание – своего рода критерий истины нравственных размышлений. Нравственное размышление синтезирует в себе рациональный и сопереживательный компоненты.
Наличие в моральной регуляции атрибутивного сопереживательного компонента коренным образом разделяет право и мораль. ... остальная часть текста, формулы, таблицы, изображения скрыты