В эпоху николаевской реакции важным вопросом, волновавшим умы русской интеллигенции, был вопрос о судьбе России, о русском национальном характере. Та же проблема оказывается главной в русской литературе начала XX века, в эпоху революций и потрясений, поэтому тема России становится преобладающей в произведениях ведущих художников обеих эпох, таких, например, как М. Лермонтов и А. Блок. Оба поэта, романтик Лермонтов и символист Блок, создают оригинальный, неповторимый образ своей родины, и каждый по-своему выражает свою любовь к ней.
Основные принципы изображения России двумя поэтами абсолютно разные: Лермонтов - романтик по мировоззрению, мировосприятию, по отношению к своей родине, но при раскрытии образа России Он зачастую тяготеет к реалистическому методу. Лермонтов создает конкретно-исторический образ России, он тесно связан с темой "потерянного поколения", важной для творчества поэта. Образ России и чувство к ней двояки, в одном стихотворении он говорит:
Люблю отчизну я, но странною любовью!
Не победит ее рассудок мой, - а в другом резко выкрикивает: "Прощай, немытая Россия!" - с явной ненавистью. Лермонтов как бы разделяет Россию на "прошлое" и "настоящее", любит первое и ненавидит последнее.
Блок - символист, поэт другой эпохи, что, несомненно, нашло отражение в его понимании и раскрытии образа России. Для Блока Россия неразрывно слилась с образом женщины, любимой жены: "О, Русь моя! Жена моя!" Этот символ трансформировался из раннего блоковского образа Прекрасной Дамы, Вечной Женственности, несущей в себе божественное начало. В стихотворении "На поле Куликовом" символ Руси - "степная кобылица", которая "несется вскачь".
Оба поэта прибегают к реалистическому пейзажу, у Лермонтова он "печальный", у Блока - "грустный":
Ее степей холодное молчанье,
Ее ... остальная часть текста, формулы, таблицы, изображения скрыты